ГККП ясли-детском саду «Снежинка» педсовет - это целое событие!
Безусловно,
педсовет – слово знакомое в каждом дошкольном образовательном учреждении. Его
значение в методической работе сложно переоценить, ведь к его функциям
относятся: планово-прогностическая, мотивационно-целевая,
информационно-аналитическая, диагностическая, коммуникационная, методическая.
Для меня, Педагогический
совет – это собрание педагогов, которые действительно
советуются, а не «заседают». Я стараюсь строить заседания таким образом, чтобы
совет приносил профессиональное удовлетворение, новые знания и умения,
уверенность, желание осуществлять намеченное, а не наоборот. Поговорим о
педагогических советах и подготовке к их проведению более подробно.
Как правило педагогический совет работает в двух направлениях:
1) организационно-педагогический – утверждение плана работы детского сада,
рассмотрение итогов работы за конкретных период, анализ образовательного
процесса;
2) научно-педагогический – научно-методическая проблема дошкольного учреждения
и пути её реализации, внедрение в практику работы современных достижений науки
и передового педагогического опыта, повышение квалификации педагогов и т.п.
Требования к планированию педагогического совета.
Актуальность предполагает
решение основных проблем учреждения на современном этапе. Результативность
педагогического совета будет высокой, если рассматриваемая проблема актуальна
для каждого участника, а ее решение требует всестороннего коллективного
обсуждения и участия.
Научность. Обсуждение
проблем на достаточном научно-теоретическом уровне (знакомство с литературой,
участие в научно-практических конференциях, семинарах и т.п.). Практика работы
педагогического совета требует разработки научно обоснованных рекомендаций,
учет перспективности и преемственности в планировании тем.
Перспективность.
Выбирая тему педагогического совета, следует не терять связь с прошлым, теми
вопросами, которые обсуждались в коллективе раньше. Задание планирования –
обеспечить этот процесс развивающим характером.
Концептуальность –
выход тематики на конкретные философские, психологические, дидактические и
социально-педагогические позиции. Тематика должна соответствовать концепции
развития детского сада.
Системность –
методологическая основа планирования педагогического совета.
Методы и формы педагогических советов.
Методы и формы – это тот организационный механизм, который обеспечивает высокую
активность участников. В педагогическом совете, как и в образовательном
процессе, выделяют:
• словесные методы (лекция, беседа, дискуссия, работа с литературой);
• наглядные (рисунки, схемы, диаграммы, демонстрация фото- и видеоматериалов,
компьютерное моделирование, интерактивная доска);
• практические (действия педагогов в различных ситуациях, наблюдение за практической
деятельностью педагогов во время учебного процесса).
Типы и формы
педагогических советов
1. По цели
подготовки и проведению:
• традиционные (авторитарные, догматические);
• современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные);
• нетрадиционные (альтернативные);
• интерактивные – обеспечивают активное профессионально-педагогическое и
профессионально-управленческое взаимодействие между членами педагогического
коллектива.
2. По форме
(традиционные):
• доклад с обсуждением (выступления);
• доклад с содокладами (с приглашением докладчика-специалиста);
• семинар-практикум (интенсифицированная форма). Семинар проводится как
групповое занятие для повышения квалификации педагогов.
3. По форме
(нетрадиционные):
• методический день;
• коллективное творческое дело (КТД);
• диспут, дискуссия (круглый стол);
• творческий отчет отдельного педагога с целью обобщения передового
педагогического опыта, повышения методического уровня педагогов;
• конкурс, где подводят итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе;
• фестиваль – широкий, общий осмотр достижений, празднование, которое
сопровождается показом, осмотром форм, методов, приёмов, средств обучения,
объединенных с художественным оформлением;
• делова игра (интерактивная форма) – целью является анализ и решение сложных
проблем человеческих взаимоотношений;
• педагогический консилиум (интерактивная форма) – цель: координация действий
педагогов в работе с детьми конкретной группы, определение причин сложностей и
поиск путей и способов их решения;
• презентация проводится для представления новых программ, книг, методических
рекомендаций, опыта работы по конкретной теме;
• аукцион – рассмотрение предложенных методик, методических приемов по
конкретной теме. Педагоги «покупают» только те идеи, которые не
толькозаслуживают внимания, но и наиболее реальны, жизнеспособны в условиях
работы дошкольного учреждения.
4. По составу
участников:
• постоянно действующий (участие всего педагогического коллектива);
• расширенный (с участим родителей, детей, специалистов);
• объединенный с другим педагогическим коллективом с целью решения общих
проблем, обсуждения целей, задач, форм, методов, приёмов работы;
• ограниченный (по количеству участников) – занимается решением одной проблемы,
включая в обсуждение и работу педагогов, имеющих к ней отношение.
5. По месту и роли в
образовательном процессе:
• тактический: определяет и решает текущие задачи детского сада, анализирует
всю деятельность, качество знаний, уровень культуры, знакомит с новыми
достижениями и их использованием в образовательном процессе;
• стратегический: для разработки линии поведения коллектива, системы общих
взглядов на деятельность дошкольного учреждения с целью создания перспективной
программы развития, стратегии заведения;
• стартовый (установочный);
• текущий: анализ состояния образовательного процесса, уровня преподавания,
итог работы за конкретный период;
• итоговый: подведение итогов за год, определение стратегический задач на
следующий год;
• внеочередное: в связи с необходимостью решения незапланированных задач.
Рассмотрим поближе некоторые модели педсоветов:
1. Педсовет в
форме деловой игры может быть проведен для подведения
итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период.
Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно
до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент.
Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают
программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
2. Педсовет-конференция может
состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое
сообщение и диалог, который организует старший воспитатель с группой
специалистов (музыкальный руководитель, психолог, воспитатель по физкультуре,
логопед). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех
остальных задавать вопросы по теме, высказывать свое мнение. В заключение
принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.
3. Педсовет в
форме «круглого стола». Для подготовки такого педсовета
руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы,
продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей
и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность
ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать
свою точку зрения по этому вопросу (теме). Главное правило при организации
«круглого стола» — подготовленность и заинтересованность каждого участника.
Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять
разговор в нужное русло.
4. Ситуативный
педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких
педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее
подготовленными участниками педсовета. Можно провести обсуждение ситуации по
записанному на видеокамеру сюжету. Опыт проведения таких педсоветов есть в ДОУ
№ 1016 Юго-Восточного округа г. Москвы.
5. Педсовет в
форме дискуссии требует, чтобы заранее педагоги
разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В
ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы.
Например, можно обсудить тему: «Каким должен быть план
воспитательно-образовательной работы с детьми и каковы формы его написания».
6. Педсовет в
форме научно-практической конференции можно подготовить и
провести, объединив усилия нескольких дошкольных учреждений. Базой для
проведения такого педсовета может стать учреждение, имеющее статус
экспериментальной площадки: здесь работает наука. При подготовке такого
педсовета заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов.
Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало
в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке
решений. Научный руководитель во вступительном сообщении тезисном представляет
основные положения обсуждаемого вопроса. Решения на таком педсовете могут
приниматься как общие для всех, так и для каждого педагогического коллектива
отдельно, с учетом его специфики.
Обязательно анализируются итоги:
.чего добились и, что не удалось в ходе обсуждения;
.кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему.
.какие уроки можно извлечь из этого опыта? Подводя итог сказанному, педагогический совет - высший орган руководства воспитательно-образовательным процессом. Его задача - решать проблемы, направленные на улучшение воспитания и обучения детей, повышение квалификации педагогов путем анализа их деятельности, распространения передового опыта и т.д.
Методическая работа в детском саду - комплексный и творческий процесс. Педагогический совет является одной из форм этой работы. Добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником проведения педагогических советов и совещаний, преодолеть стереотипы помогают новые нетрадиционные формы проведения педсоветов в ДОУ.