Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важный фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.
Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:
- сосредотачиваться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
- помогает ребенку избежать ошибок;
- поддерживает ребенка при неудачах.
Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, примитивные для ребенка, стороны. Поддержка основана на вере в способность ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых для него взрослых.
Для того, чтобы поддержать ребенка, Вы сами должны испытывать уверенность, Вы не сможете оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научитесь принимать себя и не достигните самоуважения и уверенности.
Взрослый сам того не ведая, может обидеть ребенка, сказав ему, например: «Ты мог бы и не пачкаться! Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, как это делал я!». Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я сдаюсь».
Итак для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания его промахов.
3. Проводить больше времени с ребенком.
4. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
5. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
6. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
7. Демонстрировать оптимизм.
Поддерживать можно средствами:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
- высказываний «Я горжусь тобой», «Мне нравиться как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
- прикосновений (потрепать его по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; обнять его);
- совместных действий, физического участия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним).